ДЕТИ СЕВЕРА
Если не православия с самодержавием, так хотя бы уж народности. Вот чего
требует от музыки наш современник. Формула народности в музыке давно уже дана
Глинкой — сочиняет музыку народ, а мы, композиторы, её аранжируем. Формула
«стиля рюс», время от времени пытающегося закрепиться на наших музплощадках в
неравном сражении с безродным космополитизмом, — прямо противоположная: «мы
музыку сочиним, а пипл схавает».
Просвещенный консервативный национализм в делах музыкальных (да и не только
музыкальных) остается, таким образом, на долю интеллектуалов, небольшого
творческого меньшинства. Он вынужден балансировать на грани андеграунда, не
будучи, отнюдь, носителем андеграундных черт основная среди которых — вопиющее
противоречие классической гармонии и аполлоническо-дионисическому вкусу.
Маргинальной, увы, оказывается гармония. Сегодня в музыке национальная
консервативная задача может быть сформулирована так: наши язык и тема, наша
материя, оплодотворенные и вышитые определенным «их» влиянием, так сказать —
пришествием варягов. И все это (здесь главное условие) прожитое искренне и
всерьез, «народность» не из головы.
С составом элементов «новой народности» все более-менее ясно. Язык высокой
русской словесности, язык Ломоносова, Пушкина, Гумилева и Цветаевой, без
всяких идиотских «у-ли-лю-ли», со строго дозированными архаизмами и
славянизмами. Образ мифа, легенды, сказки, поданных как реальность. С
кандидатами на роль «варягов» тоже все понятно, в противовес отторжению
англосаксонского, американского начала, наступают со всех сторон
самовозродившиеся кельты. Цивилизация Дальнего Запада, о которой некогда писал
Арнольд Тойнби, берет через тысячелетие запоздалый масштабный реванш. Остается
определиться с натуральностью жизненных переживаний, — такую натуральность,
необходимую степень «открытости истории» обеспечила та молодежная среда,
которую мы по недоразумению продолжаем называть «толкиенистской» и которая
давно уже стала в лучшей и умнейшей своей части не играть в хоббитов а всерьез
заниматься исторической реконструкцией — от костюма до образа жизни. Пляска с
мечем под песню барда дает совершенно иные переживание и совершенно другой
вкус жизни, нежели пляска с кислотой под «тум-тум-хщщ».
За серьезность этого опыта говорит то, что он не сопровождается имитацией
«ухода из современности» и показным эскапизмом. Речь о внутреннем
существовании в параллельных культурных пространствах. Одна нашего,
сегодняшнее, другое — пространство древнего и раннесредневекового Севера,
соединившее русичей, варягов, кельтов, германцев, англосаксов, татар в
странном единстве, которое порой можно почувствовать за образами отца и сына
Гумилевых (не за буквальным смыслом сказано, а за диктуемым фантазией фоном).
Где-то за неевклидовым горизонтом параллели сливаются, вектор обращенный к
прошлому оказывается обращенным к будущему. Но все это пока в области даже не
пророчеств, а смутных предчувствий. В реальности же есть люди и творимая ими
культура, настойчиво (хотя и ненавязчиво) требующая внимания. Определить этот
музыкальный стиль как «фолк», «фолк-рок», «этно-кельт-фолк-рок» или как-то еще
– это значит ничего не сказать и ввести всех в заблуждение, потому за
неимением лучшего остановимся пока на термине «стиль норд», хотя лучше было бы
честно говорить о «магическом реализме».
От групп работающих в нордическом стиле «Мельница» отличается примерно тем же,
чем парни выступавшие в ливерпульском «Каверне» отличались от других
представителей «мерси-бита». Вроде бы всё у всех одно и то же. Вроде бы
найдется немало знатоков, которые расскажут, что такие-то и группы на самом
деле лучше, да и сама «Мельница» стала хуже. Некоторые вообще попрекнут «попсовостью»
(хотя применительно к группам играющим составом скрипка, виолончель, флейта,
прекуссия, две гитары, ручной барабан подобный упрек уже прозвучал бы
странно). Однако харизма столь безусловна, а вызываемый группой у слушателей
внутренний драйв столь мощен, что если этому стилю суждено выдвинуть
общепринятых «звезд», то процесс начнется именно с «Мельницы» и именно ей
суждено развиваться по «битловской» парадигме. Если где-то и зарыта взыскуемая
новая народность, то именно под этим архаично-романтическим сооружением.
Составляющие «Мельницы» — это глубокий вокал лидера группы Хелависы, её же
мелодии и стихи в неотличимом единстве со стихами Гумилева, Цветаевой, Бёрнса,
Йейтса, Метерлинка, а также филигранные аранжировки, делаемые классическими
музыкантами (каковыми является большинство участников группы) с педантизмом
подобающим случаю, но отнюдь не присущим нынешней музыкальной культуре. Для
тех, кто ходит на «Мельницу» в живую — а таких среди нынешних поклонников
группы большинство — это еще и возникающая на концерте атмосфера народного
праздника, когда исполнение бёрнсовского «Горца» (одного из несомненных
«боевиков» группы) перерастает в пляску захватывающую весь зал. В качестве
«бонус трека» Хелависа красива, умна, остроумна и загадочна без
высокомерности.
После словесной идеологической перегруженности русского рока нордический фолк
подкупает тем, что он не обязывает вслушиваться в слова и выискивать в них
подтексты, философию и прочие непременные атрибуты русской рок-культуры
состоящей из поэзии и заменяющего мелодию ритма. Роль проводника смыслов берет
на себя музыка, никогда и ни при каких обстоятельствах не превращающаяся в
«сопровождение» текста. Скорее напротив — текст, даже самый сложный и
обладающий несомненными поэтическими достоинствами (а песенно-поэтические
работы Хелависы – это глубокие и очень зрелые стихи) все равно остается еще
одним голосом, еще одной темой в музыкальной композиции.
Вся «Мельница» — это лирика, только лирика и ничего кроме лирики. Однако за
счет того, что события, вызывающие эту лирику происходят в том самом
параллельном северном мире, а где нет орбита без сахара и любовь не морковь, а
скорее уж ревность и месть, то лирика становится эпосом. В отлившихся в песню
переживаниях Хелависы нет ничего индивидуалистичного, события в песне
трансформируются не в «случаи», а в мифологические образы — предательство и
тоска, преданность и ярость, ожидание и месть, переживание оборотнического
прерождения и ощущение близости, которая оказывается невозможна в «обществе»,
которая актуальна только в волчьей стае. Не стесняясь с поэтическими и
музыкальными средствами Хелависа создает вместо более привычной сейчас «новой
мифологии» классический миф по древним выверенным рецептам. Этот миф
завоевывает своим реализмом, далеко превосходящим и археологическое подражание
и безжизненную умственную игру «фэнтези». Как уже было сказано — здесь
осуществляется подлинный магический реализм.
Если к первому диску «Мельницы» и могут быть предъявлены какие-то претензии,
то не за то, что сделано, а за то, что чувствуется попытка несколько
замаскировать новое и самобытное под нечто более узнаваемое и привычное — под
чисто литературную и игровую стилистику «фэнтези». Альбом озаглавлен «Дорога
сна» (по одной из лучших и несомненно программных композиций группы, но «одной
из…»), снабжен несколько нарочито фэнтезийной обложкой, а композиции подобраны
и расположены так, что «сказочное» начало получает перевес над историческим и
даже мифологическим. Дух чуть-чуть покрыт нейтрализующим лаком. Разумеется
клыки все равно видны — программная жесткая «На Север» завершает альбом, а не
упрятана в середину. Но все-таки чувствуется некоторая робость: «да мы тут
сказками балуемся». Отчасти эта робость простительна, — здесь и разумное
нежелание подставляться и под идеологическую критику и под идеологические
похвалы и стремление собрать как можно более пышную жатву внимания и
поклонников, и спрятаться в случае неудачи за «субкультуру», за имидж группы
«для своих».
Но Север в отличие от Запада, Востока или Юга отличается тем, что идущий в его
направлении путник становится с каждым шагом все более одинок и беззащитен,
становится виден все лучше, оставаясь теплой точкой в ослепительной холодной
белизне. Спрятаться не за что. Последние валькирии — весьма требовательные
существа.
Мельница. Дорога сна. CD-Land Records. 2003